Профсоюз

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.docx (скачать)
План работы первичной профсоюзной организации.doc (скачать)
Положение о профсоюзной организации школы (1).doc (скачать)
СПИСОК членов профсоюза школы.docx (скачать)

05.10.2018

Уважаемые педагоги, поздравляем Вас с профессиональным праздником – Днем учителя!

 

Профессия учителя сочетает в себе мудрость и молодость души, креативность и огромную энергию, доброту и строгость!

Это образец добродетели и человеколюбия!

Ваш каждодневный путь - это путь к сердцам подрастающего поколения, путь к вершинам знаний.

Ваш труд невозможно переоценить. Пусть он приносит отличные плоды в виде гениальных специалистов в разных отраслях - ваших учеников, которым вы подарили не только знания, но и частицу своего сердца.

Желаем успеха и несомненного авторитета! Будьте здоровы, благополучны, творчески активны! Пусть работа приносит радость, счастье и удовлетворение, а богатый внутренний мир выражается в богатстве жизни!

05.10.2018

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

 

В 2015 году исполняется 110 лет организованному профсоюзному движению в России и образовании и 25 лет Профсоюзу работников народного образования и науки Российской Федерации.

Объединительные процессы в учительской среде зародились  в конце XIX столетия и начальной формой объединения работников образова­ния стали съезды народных учителей.

Первый съезд народных учителей состоялся в 1895 году и способствовал повышению профессионального уровня педагогического персонала и отчасти являлся формой участия учительства в обсуждении вопросов школьного строительства.

В 1903-1904 годах демократически настроенные учителя видели способ устранения не­выгодных условий своего труда в объединении и борьбе с самодержавием. В эти годы был создан «Союз народных учителей», объединивший демокра­тически настроенных работников, по преимуществу из учительской среды.

В 1905-1907 годах, на волне активного объединения рабочих и слу­жащих различных отраслей народного хозяйства России в профессиональные организации, резко возросло демократическое движение и среди работни­ков образования. В 1905 году, в так называемые «дни свобод», когда по­явилась возможность легальной работы, возник целый ряд демократических общественных организаций, ставших новым этапом объединения педагогов России. Так12 марта 1905 года в С-Петербурге 256 учителей и других деятелей народного образования провели собрание для основания «Союза народных учителей и других деятелей по народному образованию».

С 11 по 13 апреля 1905 года в Москвесобрались представители 30 губерний России на Съезд педагогов и деятелей по народному образова­нию, который обсудил принципы объединения разрозненного учительского демократического движения в России, проект программы и Устава создава­емого Союза. Большинство участников съезда, в основном сельские учите­ля, высказались за то, чтобы союз был не только профессиональной, но и политической организацией. Съезд избрал Бюро Московского Союза, кото­рому поручил совместно с Бюро Петербургского учительского Союза подго­товить делегатский Съезд по организации Всероссийского Союза учителей и деятелей народного образования.

В результате подготовительной работы с 7 июня по 10 июня 1905 го­да в Финляндии состоялся Учредительный Съезд Всероссийского Союза учи­телей и деятелей по народному образованию, на котором присутствовало 147 делегатов от 81-й местной группы учителей, объединяющих 4668 че­ловек. По сведениям Бюро на съезде была представлена только половина образовавшихся в провинциях учительских групп.

На Съезде 9 июня 1905 года было провозглашено создание Всероссийского Союза учителей и деятелей по народному образованию, избрано Центральное Бюро Союза, ут­вержден Устав, в котором были заложены идеи организационного строения Союза в той или иной степени нашедшие отражение в современных профсоюзных структурах.

Наличие политических целей в программных документах профессио­нального движения того времени являлось характерной  особен­ностью процесса становления и развития профсоюзного движения России в начале XX века.

С 26 по 29 декабря 1905 года в С-Петербурге состоялся 2 делегатс­кий Съезд Союза, который высказался за полную внутреннюю реорганизацию существующих учительских обществ взаимопомощи и объединения их во Все­российскую организацию на началах материальной взаимопомощи и правовой защиты учителей.

7 июня 1906 года в Финляндии состоялся 3 делегатский Съезд Союза, который в основном отказался от политической платформы и всецело сос­редоточился на проблемах защиты социально-экономических и иных прав учителей.

С 18 по 24 июня 1907 года состоялся 4 делегатский Съезд Всероссийского Союза учителей, который признал Союз профессиональной организацией и постановил полностью исключить из Устава политическую платформу, как затрудняющую объединение учительства. Съезд принял 10 постановлений "О непосредственных задачах профессиональной борьбы". Этот съезд стал последним съездом Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию.

После роспуска 2-й Государственной Думы деятельность Всероссийского союза учителей, как и многих массовых организаций в России ослаб­ла, практически прекратилась.

В период политического оживления в России (1912-1914 гг.) состо­ялся Всероссийский учительский Съезд, который рассмотрел ряд професси­ональных вопросов. Съезд предпринял попытку восстановить деятельность Союза учителей, но безрезультатно.

Только в апреле 1917 года деятельность учительского Союза удалось возобновить в полной мере.  На очередном августовском Съезде Союз принял название Всероссийского учительского Союза (ВУС).

С учетом сложившейся политической ситуации в стране Всероссийский учительский Союз вновь включил в программу своих действий ряд политических требований.

После роспуска в 1917 году Учредительного собрания политическая деятельность Всероссийского учительского Союза была направлена против Советов, а потому в учительском движении произошел раскол по политическим мотивам. Власти оказали содействие революционным элементам учительства в выходе их из состава Союза и создании Союза учителей-интернационалистов, который объединил учителей, открыто перешедших на сторону Советской власти.

Союз учителей-интернационалистов по предложению В.И. Ленина высказался в пользу скорейшего создания Всероссийского профессионального Союза работников просвещения и социалистической культуры.

Период 1917 года характеризуется широким развитием профсоюзного движения в Дагестане. Так как в нашей республике в то время основным был натуральный обмен, и количество рабочих и служащих было небольшим, было решено создать «профсоюз всех профессиональностей». Для того, чтобы организовать помощь безработным и членам их семей, союз открыл на нынешней ул. им. Буйнакского в г. Махачкале столовую под названием «Чашка чая», где отпускалась еда по твердой цене. В 1917 году такие союзы были созданы в Порт-Петровске (Махачкале), Дербенте, Кизляре, Темирхан-Шуре (Буйнакске).

С первых же дней, после победы Февральской революции в Дагестане началась борьба за улучшение условий труда. В ходе этой борьбы возникли первые в республике профессиональные союзы.

Организация профессиональных союзов была одним из самых ярких проявлений защиты трудящимися своих интересов. В Дагестане, как и во всех колониальных окраинах России, к самостоятельной жизни, к деятельному участию в борьбе за улучшение своего положения оказались пробужденными самые широкие слои трудящихся, в том числе и работники народного образования.

Во время гражданской войны профессиональные союзы подчинили свою деятельность главной задаче – организации разгрома интервентов и белогвардейцев и всемерного укрепления тыла.

В Дагестане союзы начали поднимать народ на борьбу с реакцией. За это деникинцы разгромили Областной совет профессиональных союзов, а руководители были арестованы. Таким образом, едва начавшая развертываться профессиональная работа вновь прекратилась.

В мае 1922 года профсоюз работников просвещения и искусств был разделен на два самостоятельных профсоюза: работников просвещения и работников искусств.

С целью организационного укрепления профсоюзов, особенно окружных и сельских, проводились  «Недели профдвижения». Были созданы специальные тройки по проведению «недель».

На предприятиях в период гражданской войны коллективные договора заключались редко. С переходом к мирному хозяйству роль колдоговора возросла.

Еще в июле 1918 года Совнаркомом РСФСР был издан декрет «О порядке утверждения коллективных договоров». Колдоговора должны были регламентировать продолжительность рабочего дня, уровень зарплаты, охрану труда, оказание врачебной помощи.

В январе 1922 года ЦК партии принял специальное решение о проведении кампании по заключению коллективных договоров. Несколько позже Совнаркомом был утвержден порядок заключения коллективных договоров.

Обычно договор заключали в организациях, где работало не менее 10 человек, но в Дагестане, в связи с тем, что коллективы были малочисленными, разрешалось заключать договор в организациях, где работало 5 человек. В случае отказа заключение договора проводилось в принудительном порядке через нарком труда.

До 1923 года в ведении профсоюзов находились некоторые детские дома, ясли, детские сады и значительная часть школ. В 1928 году они были переданы Наркомпросу. Профсоюз здесь выступал и как работодатель и как защитник трудящихся.Хочу такой сайт

В 1924 году в рядах профсоюза просвещения в Дагестане находилось всего 741 член профсоюза, а в 1925 году их было уже 1213.

С 28 июля по 1 августа 1919 года в Москве состоялся Учредительный съезд Всероссийского Союза работников просвещения и социалистической культуры. На съезде присутствовало 277 делегатов из 32 губерний.

Создание Всероссийского Союза работников просвещения и социалис­тической культуры было организационно оформлено 29 июля 1919 года.

С этой даты начинается советский период истории профсоюзного движения работников образования России. В мае 1921 года в профсоюз работников просвещения и социалисти­ческой культуры России вошли работники печати.

В октябре 1921 года на объединенном съезде Всероссийского Союза работников просвещения и социалистической культуры и профсоюза работников искусств образован Всероссийский профессиональный союз работников просвещения и искусств.

В мае 1922 года профсоюз работников просвещения и искусств был разделен на два самостоятельных профсоюза: работников просвещения и работников искусств.

С 1922 по 1934 годы действовал Профсоюз работников просвещения РСФСР, который объединял работников школ, детских садов, детских до­мов, научных учреждений, вузов и политпросвет учреждений России.

В сентябре 1934 года профсоюз работников просвещения РСФСР был разукрупнен на 8 профсоюзов :профсоюзы работников начальных и средних школ РСФСР, Белоруссии, Украины, Закавказья, Средней Азии, высшей школы и научных учреждений, работников дошкольных учреждений, работников политико-просветительских учреждений.

Дагестан. В 1945 г. произошло слияние пяти региональных профсоюзов в один единый профсоюз. В 1948 году профсоюз работников начальных и средних школ объединяется с профсоюзом работников дошкольных учреждений. А начиная с 1956 года отраслевой профсоюз стал именоваться профсоюзом работников просвещения. В октябре 1957 года в него вошел также профсоюз работников высшей школы и научных учреждений. До 1991 года отраслевая организация называлась «Областной комитет профсоюза работников просвещения, высших школ и научных учреждений». С 1991 года он называется «Республиканская организация профсоюза работников народного образования и науки».

В 1948 году произошло объединение профсоюзов работников начальных и средних школ РСФСР с профсоюзом работников дошкольных учреждений РСФСР.

В апреле 1953 года профсоюзы работников высшей школы и научных учреждений, политико-просветительских учреждений, работников искусств, полиграфических работников и печати объединились в профсоюз работников культуры.

В ноябре 1955 года профсоюз работников высшей школы и научных уч­реждений выделился из профсоюза работников культуры.

В мае 1956 года профсоюз работников начальных и средних школ РСФСР как и аналогичные профсоюзы в союзных республиках был переименован в профсоюз работников просвещения РСФСР.

В августе 1957 года постановлением ВЦСПС "Об объединении профес­сиональных союзов" профсоюзы работников просвещения союзных республик и профсоюз работников высшей школы и научных учреждений были объедине­ны в один профсоюз - профсоюз работников просвещения, высшей школы и научных учреждений СССР. Этим же решением была создана республиканская (РСФСР) организация профсоюза.

В марте 1958 года на I-й Республиканской (РСФСР) конференции профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений СССР профсоюз работников просвещения РСФСР был преобразован в респуб­ликанскую организацию профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений СССР. Республиканская организация профсоюза просу­ществовала вплоть до сентября 1990 года, когда крупные политические и социально-экономические преобразования в СССР привели к его распаду и реформированию профсоюзного движения в России.

На состоявшемся 26 - 27 сентября 1990 года Всероссийском Учреди­тельном Съезде было провозглашено создание Профессионального союза ра­ботников народного образования и науки РСФСР, принят Устав Профсоюза, избраны руководящие органы. Первым Председателем Профсоюза работников народного образования и науки РСФСР был избран Яковлев В.М., который проработал в этой должности до августа 2003 года.

Яковлев В.М. внес неоценимый вклад в создание, становление и развитие Профсоюза,  борьбу за социально-экономические права членов Профсоюза в самые трудные годы новейшей российской истории.

В 1996 году впервые в истории профдвижения России республиканский профсоюз выиграл дело в Конституционном Суде и добился выплаты зарплаты работникам образования с 1 сентября 1995 г. по закону.

В 1998 году Председателем Дагестанской республиканской организации профсоюза избран Амиродинов Магомед Магомедсаидович.

Профсоюз республики выпускал газету «Синяя блузка». Со временем выпуск этой газеты был приостановлен. С августа 2000 года начала выходить газета республиканского комитета профсоюза «Голос профсоюза образования».

На IV (внеочередном) Съезде Профсоюза, состоявшемся 18 сентября 2003 года, Председателем Профсоюза избрана Меркулова Галина Ивановна, полномочия которой подтверждались и она вновь избиралась Председателем Профсоюза на V, VI и  VII Съездах Общероссийского Профсоюза образования.

Меркулова Галина Ивановна является членом Генерального Совета Федерации Независимых Профсоюзов России. С 1996 года является  членом Европейского комитета Интернационала образования, а с 2003 года вице-перезидентом Пан-Европейской структуры Интернационала образования.

Сегодня Общероссийский Профсоюз образования – это авторитетная  общественная организация, объединяющая в своих рядах миллионы учителей, воспитателей, преподавателей, других работников и студентов (обучающихся) образовательных организаций системы Минобразования РФ.

В связи с образованием в Российской Федерации  новых субъектов - Республики Крым и города федерального подчинения Севастополя, в Профсоюзе  в 2014 году созданы две новые региональные организации Профсоюза: Крымская республиканская и Севастопольская городская организации Профсоюза.

На начало 2015 года в Профсоюзе действует 80  территориальных организаций на уровне субъектов РФ, 2359 местных профсоюзных организаций на уровне муниципальных образований, около 83-х тысяч первичных профсоюзных организаций и около 70 тысяч профсоюзных групп.

Численность Профсоюза  составляет 4.412.950  человек, или 75,4% от общего количества работников и студентов образовательных организаций  системы Минобрнауки РФ. Среди членов Профсоюза: 2.938.276 (66,6%) – учителей, воспитателей, преподавателей и других работников образования,1.305.121 (29,6%) студентов (обучающихся)профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования,169.553 (3,8%) – неработающих пенсионеров-членов Профсоюза.

Несмотря на продолжающиеся реформы в образовании и сокращение численности работающих, а также влияние других факторов, в Профсоюзе удалось избежать резкого изменения колебаний общей численности, а в каждой третьей региональной профсоюзной организации  наблюдается рост профсоюзных рядов и повышение процента охвата профсоюзным членством.

В 28 региональных профсоюзных организациях увеличилась численность и улучшился охват профсоюзным членством.

Профсоюзное членство свыше 90% наблюдается в  Дагестанской, Краснодарской, Кабардино-Балкарской, Татарстанской, Белгородской, Северо-Осетинской, Курской, Саратовской, Тывинской, Карачаево-Черкесской региональных организациях Профсоюза; от 80 до 90% - в Башкирской, Адыгейской, Пензенской, Пермской, Калмыцкой, Ростовской, Нижегородской, Волгоградской, Челябинской, Калужской, Бурятской, Орловской, Чувашской,  Марийской, Мордовской, Чеченской, Крымской, Оренбургской региональных и межрегиональных организациях Профсоюза.

В ходе отчетно-выборной кампании 2014 года  в Профсоюзе почти на треть произошло обновление кадров и актива. Среди  руководителей профсоюзных организаций сменяемость составила 24,6%. В  Профсоюз пришло много новых, энергичных  и  молодых профсоюзных работников и  активистов, среди которых более 17% молодёжь до 35 лет. 

В целом на общественных началах в выборных органах первичных и территориальных организаций Профсоюза, их постоянных комиссиях работает 922. 503 профсоюзных активиста.

В год 25-летия Общероссийского Профсоюза образования состоялся очередной VII Съезд Профсоюза, который проходил в Москве с 26-27 марта 2015 года.

На Съезде Профсоюза избраны новые органы управления Профсоюзом и  принято  постановление по дальнейшему организационному укреплению и повышению эффективности деятельности Профсоюза по представительству и защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов учителей, воспитателей и других работников образования и студентов.

Профессиональный союз работников народного образования и науки Российской Федерации - добровольное общественное объединение граждан, работающих в образовательных учреждениях различных типов и видов, органах управления образованием, организациях и учреждениях образования и науки и обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования независимо от их организационно-правовой формы.

Сокращенное название организации: Общероссийский Профсоюз образования.

Цели: представительство и защита социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов Профсоюза.

Основные направления деятельности: повышение уровня оплаты труда работников образования, совершенствование нормирования их труда. Правозащитная деятельность. Организация и проведение профессиональных конкурсов: «Учитель года», «Лидер в образовании», «Лучшие школы России», «Студенческий Лидер». Обеспечение прав членов Профсоюза на здоровые и безопасные условия труда и обучения. Защита социально-экономических прав и интересов студенчества. Международная деятельность. Внутрисоюзная деятельность.

 

До 1937 года отдельно отраслевого профсоюза в Дагестане не было. В 1937 году в связи с упразднением совпрофа был организован отраслевой профсоюз работников народного образования. Сегодня в состав республиканской организации профсоюза входит 2072 первичных организации, в т.ч. с правом территориальной организации в ВУЗах - 6, ССУЗах – 11, НПО – 6, 43 районных, 10 городских организаций профсоюза.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(963) 418-10-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».